В погоне за Американской мечтой

Каждый автомобилист знает, что гораздо интереснее увидеть какое-то «автомобильное чудо» собственными глазами, чем услышать о нем. Нашему специальному «автомобильному» корреспонденту Егору Прокофьеву повезло: путешествуя по Америке, он побывал на выставке американских ретро-автомобилей. Именно поэтому сегодняшний его рассказ – об истории автоиндустрии США

Каждое государство имеет свою историю автомобилестроения. Если говорить о США, то американское машиностроение развивалось на протяжении 20 столетия довольно неравномерно. Условно этот период можно разделить на 5 этапов: развитие, становление, пик, упадок и период возрождения.

Годом рождения американского автомобиля считается год 1896, когда Генри Форд создает свой Квадроцикл – коляску, приводимую в движение двухцилиндровым мотором мощностью около 4 лошадиных сил. В 1897 году образовалась Автомобильная компания Детройта, главой которой стал Генри Форд. Она не достигла успеха и прекратила свое существование в 1900 году, чтобы потом возродиться вновь. Главным ее конкурентом в то время стала компания Олдса, начавшая серийное производство своих автомобилей. И в это же время увидела мир третья в будущем крупная автокомпания – Студебекер.

С начала 20 века во всех уголках Америки начинают появляться автомобильные компании и заводы, производящие абсолютно разные типы автомобилей: от гражданских авто и такси до гоночных «суперкаров», способных разгоняться до 60 км/ч. К 1908 году в стране было зарегистрировано уже более 400000 «безлошадных экипажей» и 515 автобрэндов.

В двадцатые годы зародился национальный вид отдыха американцев – кемпинг: в период отпусков люди садились в свои авто и колесили по Америке, познавая родную страну. Появились «дома на колесах» — автомобили, оснащенными небольшими походными кухнями, кроватями и всей необходимой домашней утварью. Концерн Дженерал Моторс постоянно представлял публике новые модели автомобилей и тянул на себя «одеяло» продаж. К 1927 году компания Шевроле выпустила уже более миллиона своих автомобилей против четырехсот тысяч автомобилей Форд. Тогда Генри Форд представляет миру два новых общедоступных автомобиля – Модель А и Таун-кар. Эти относительно недорогие машины стремительно завоевывают популярность среди американцев.

Во время Великой Депрессии количество автопроизводителей сократилось с 60 до 18, а для горожан открылся «вторичный» рынок автомобилей – люди стали перепродавать свои старые машины, чтобы покупать более новые. Технология производства двигателей претерпела некоторые изменения: Форд начал ставить свой V-8 в недорогие модели авто, Кадиллак представил мощный V-16. Изменениям подвергся и дизайн – автомобили тридцатых начали принимать более округлые формы; большие радиаторные решетки и моторный отсек, формой походивший на гроб, стали обыденностью.

7 декабря 1941 года для Америки началась Вторая Мировая Война. Президент Рузвельт немедленно провозгласил переход экономики страны на военные рельсы, и Детройт не заставил себя ждать. Основные компании-автопроизводители получили государственные заказы на строительство двигателей для военных самолетов, танков и оружия. В годы войны была создана одна из культовых марок американских автомобилей – Джип.

Становление

В послевоенные годы покупатели «набрасывались» абсолютно на все, что им предлагал Детройт. Хотя лидирующие места по-прежнему занимали Шевроле и Форд, компания Студебекер начала набирать обороты. Специально для ветеранов войны компания Виллис начала производить гражданские модификации Джипа. С этого момента американская автопромышленность начала стремительно набирать обороты.

1949 год стал знаковым в автоистории Америки. Именно в этом году достиг рекордной точки объем продаж: было продано более 6 миллионов автомобилей. Сложилась «Большая Тройка» автопроизводителей, контролировавших большую часть рынка: либеральный Дженерал Моторс, производивший все новые модели Шевроле, Понтиаков и Бьюиков; консервативный Крайслер, не пожелавший отойти от дизайна тридцатых и перейти к современной моде, и конечно же, Форд Моторс, выпустивший на рынок абсолютно новую модель 1949 года. В этом же году появился первый в истории Масл-кар – Олдсмобиль 88 (дизайнеры поставили мощный восьмицилиндровый V-образный двигатель на более легкую платформу).

На протяжении всего десятилетия Дженерал Моторс занимал лидирующие позиции по продажам среди американцев. Вместо семейных седанов стали появляться мощные и «прожорливые» авто с 8 и 16-ти клапанными двигателями, благо бензин стоил всего 7-8 центов за литр. Американский автопром радикально менялся.

Начало шестидесятых стало временем маленьких автомобилей. Большая Тройка Детройта предложила свои варианты экономичных авто: Шевроле Корвэир, Форд Фалькон и Крайслер Вальянт. Все три этих автомобиля просуществовали очень недолгое время и вскоре канули в лету – в 60-е Америке нужны были не маленькие и слабые, а большие и сильные автомобили.

Пик

Шестидесятые годы были официально провозглашены эрой масл-каров, когда транспортное средство, мощность которого была меньше 300 лошадиных сил, уже не считалось автомобилем. В 1963 году Понтиак установил 389-сильный V-8 на свой темпест и создал первый официально провозглашенный Масл-кар. Вслед за ним Дженерал Моторс начал создавать масл-кары в промышленных масштабах. Огромное количество новых моделей, таких как Шевроле Шевель, Камаро, Крайслер Хеми, наводнили автомобильный рынок. В 1965 году выходит новый Форд Мустанг Шелби, выпущенный ограниченным тиражом. Этот автомобиль словно был призван быть самым быстрым из того, что может двигаться. Шелби принес компании немыслимое количество поклонников и, конечно же, покупателей. Сейчас в мире осталось около 500 этих автомобилей, все они обладают огромной ценностью.

В эпоху шестидесятых на смену автомобилям-«гробам» пришли автомобили-«корабли». Ярчайшим примером таких авто стал Шевроле Импала, сочетавший в себе красоту и размеры истинного корабля и скорость масл-кара. Особой популярностью пользовались версии СС (Суперспорт). Почти во всех моделях стояли двигатели V-16, разгонявшие их до немыслимых скоростей.

Упадок

Семидесятые годы – время очередного кризиса в стране. Запрет на ввоз нефти и повышение цен на бензин, «Акт о чистом воздухе», ограничивший количество выхлопных газов, выпускаемых автомобилем, закон об экономии топлива… Разумеется, все эти модификации требовали вложения дополнительных средств в автомобилестроение. Детройт начал выпускать маленькие авто, такие как Форд Пинто и Шевроле Вега. Но в это же время японская и европейская автопромышленность начала активное проникновение на американский рынок. Импортные машины были дешевле и экономичней и, следовательно, гораздо практичней. Но все же такие суперкары, как Шевроле Корвет и Понтиак Транз Эм продолжали выпускаться, просто они перестали пользоваться спросом. Их заменили немецкий Вольксваген Рэббит и японская Хонда Аккорд – менее мощные, но не менее быстрые автомобили.

Японские автомобили окончательно наводнили американский рынок к началу восьмидесятых. К этому времени продажи Детройтских гигантов снизились с 12 до 7 миллионов автомобилей в год. Очередной энергетический кризис еще больше усугубил сложившееся положение, руководители главных автомобильных компаний обратились к администрации президента Рэйгана с просьбой о поддержании отечественной автомобильной промышленности. Президент принял эту просьбу и принял ряд менр по ограничению ввоза японских автомобилей в страну. Ко второй половине десятилетия продажи американских компаний вернулись к прежним цифрам. Форд стал единоличным лидером продаж – его экономичный седан Таурус обрел неслыханный успех. В то же время возобновился выпуск мощных Мустангов и Корветов, которые вновь обрели своих поклонников.

Возрождение

К 1990-м гг. американцы не только догнали японцев по количеству продаж, но и обогнали их по некоторым параметрам. Бензин не подешевел, но страна научилась с этим жить. Детройт снова начал выпуск мощных автомобилей, но на этот раз мощь сочетается с практичностью. Всем прекрасно известна американская страсть к грузовикам-пикапам. Согласно последним статистическим данным, у каждой третьей семьи в этой стране в гараже стоит Пикап. Неважно, маленький он или большой, он просто должен быть. А ведь средний расход топлива у этих «монстров» составляет не меньше 17 литров на 100 километров пробега. Современная американская автомобильная промышленность испытывает неслыханный подъем – такие марки как Хаммер, Кадиллак и Шевроле являются общепризнанными во всем мире. Но все же немалая часть рынка до сих пор принадлежит Японии. Среди 20 самых продаваемых в стране автомобилей 4 позиции занимают автомобили марки Тойота, а первые два места – пикапы Форд Ф-серии и пикапы Шевроле Сильверадо. Создается впечатление, что современные покупатели Америки нашли линию между мощью и экономией, и вот уже несколько лет ее придерживаются. Главная задача – не упасть в ту или иную сторону, иначе придется начинать все сначала.

Добавить комментарий